Травма ребенка в школе.

Мелкие стычки между детьми, синяки, ссадины, как правило, родителями не замечаются или им не придают значение. Но если ребенок получил серьезную травму в школе, угрожающую его жизни или здоровью – здесь пускать на самотек нельзя. В момент, когда дети находятся в любом учебном заведении, ответственность за них несет учитель, он же обязан создать безопасные условия пребывания ребенка в школе.

Законодательная основа.

На основании ст. 28 ФЗ «Об Образовании РФ» в учебном заведении (школе) должны быть созданы все условия, для безопасного пребывания детей в течение учебного дня, на продленке, во время внеклассного пребывания.

Администрация школы, в т.ч. учителя любых предметов (ст. 32, 51), должны, во время своих уроков, следить, чтобы ребенок не получил травму, не залезал в неположенные места, не играл с запрещенными предметами и т.п.

Важно! Как только ребенок отходит от здания школы ответственность за его жизнь и здоровье перекладывается на родителей, опекунов.

За исключением ситуаций, когда уроки или иные мероприятия проходят вне стен учебного заведения.

Как должен действовать педагог.

Основная ответственность лежит на директоре школы, именно он должен продумать все ситуации и построить учебный процесс так, чтобы минимизировать вероятность получения травм ребенком.

Директору помогает учитель, во время проведения урока и дежурный педагог во время перемен (ст. 56 СК РФ).

Важно! К сожалению, особенно при переполненных классах и колоссальной учебной нагрузке на одного учителя, усмотреть за всеми учениками невозможно.

Предугадать, что придет в голову учащимся нельзя, но исключить травмы во время физкультуры, ушибы\переломы от падения на скользких ступенях – это безопасное обеспечение учебного процесса и пребывание детей в школе.

Как действовать педагогу:

  • Отвести ребенка в мед. кабинет.
  • Сообщить родителям.
  • Поставить в известность директора школы.
  • Установить виновных, если ребенок получил травмы в драке.

Медицинский работник при необходимости вызывает «скорую помощь», далее действия медиков идут по обстоятельствам.

Если ситуация со здоровьем критическая, нужна срочная операция, ставят в известность родителей, заручаются согласием и везут в больницу.

Учитель пишет объяснительную о травме ребенка в школе, где подробно излагает все нюансы произошедшего. Указывает время, причину травмы, виновных.

Директор, в случае серьезной травмы, сообщает в Отдел образования, также подробно описывая ситуацию.

Плохая практика – замалчивать факты и стараться быстро выпроводить ребенка, получившего травму, из школы, чтобы потом сослаться на то, что травму ребенок получил за ее пределами.

Здесь слова потерпевшего будут против слов преподавателя, родителям придется подавать иск в суд, и в 99% случаев суд становится на сторону ребенка. 

Важно! Нельзя ребенка самостоятельно или в сопровождении другого ученика отправлять в мед. кабинет. Давать лекарства, проводить любые медицинские манипуляции без согласия родителей.

Когда школа не виновна.

Нельзя предъявить претензии администрации учебного заведения, учителю, если ребенок:

  • Не является учеником данной школы.
  • Находился рядом с родителями, даже если инцидент произошел в стенах школы или во дворе.

Существует масса спорных ситуаций, когда инцидент происходит на территории школы, но виноваты в травмах ученика посторонние люди.

Здесь каждый случай разбирают индивидуально, к примеру, при нападении хулиганов ответственным могут признать охранника, допустившего посторонних в школу или не вмешавшегося в драку.

Как доказать факт травмы.

Когда ребенок получил травму в школе, что нужно делать родителям?

Если не удается договориться с директором и решить ситуацию миром, при помощи досудебной претензии, необходимо подавать иск в суд.

Для этого нужно доказать, что школа не смогла создать условия для безопасного пребывания учеников, не устранила опасные ситуации (сломанная лестница, стулья, снаряды в спортзале и пр.).

Также необходимо доказать, что контроля за действиями учеников не было.

Пакет доказательств:

  • Фото, видеофиксация произошедшего (камеры слежения, смартфон).
  • Фото травм ребенка, справка из травмпункта с описанием повреждений. Целесообразно фиксировать характер травм в период восстановления или иметь на руках историю болезни, если ребенок попал в больницу. 
  • Показания свидетелей.

Что нужно зафиксировать обязательно:

  • Время, дату получения травмы.
  • ФИО ребенка.
  • Характер полученных травм.
  • Место получения травмы.
  • Описание обстоятельств.

Размер материальной компенсации, наказание виновных лиц назначает суд.

Если вина школы доказана, суд обяжет администрацию компенсировать семье потерпевшего расходы на лечение (ст. 1087 ГК РФ).

Претензии к родителям.

Администрация школы, в свою очередь, может предъявить родителям регрессивный иск, если их ребенок стал причиной конфликта и травмы другого ученика.

Это прописано в ст. 63 СК РФ и трактуется как ненадлежащее воспитание, невыполнение прямых родительских обязанностей, поощрение плохого поведения или игнорирование хулиганских действий.

Когда ученик достиг 14 лет то, по п. 1,2 ст. 1074 ГК РФ, он сам несет ответственность за совершенные действия.

В случае тяжких травм или гибели другого ученика по его вине, суд может вынести приговор по УК РФ.

Материальную компенсацию потерпевшему, если у виновного ученика старше 14 лет нет доходов, выплачивают родители (опекуны).

Заключение.

Вся ответственность в стенах школы и на прилегающей территории, относящейся к учебному заведению, лежит на администрации. В период учебы, внеклассной работы, если уроки проходят на открытом воздухе, ответственность за здоровье ребенка лежит на учителе.

Родители, чей ребенок получил травмы в школе, должны собрать доказательства для суда. Ни учителям, ни директору школы не стоит замалчивать опасную ситуацию, в случае неоказания своевременной помощи и гибели ребенка наступает ответственность по УК РФ.

Эксперты сайта
Наталья Шереметева
Наталья Шереметева
Эксперты сайта
Задать вопрос
Наталья Сергеевна Шереметева - главный редактор портала Права семей.


Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году - специализация "Менеджмент".
Магистратура ГУУ в 2002г. - специализация "Юриспруденция".

Похожие статьи

About Наталья Сергеевна

View all posts by Наталья Сергеевна →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *