Инклюзия в школе: дети с овз в общеобразовательной школе

инклюзия в школе

Родителям детей-инвалидов важно, чтобы их малыш быстрее адаптировался в обществе и не имел проблем в общении со сверстниками. Ранее ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) препятствовали обучению несовершеннолетних в общеобразовательных организациях. Школы не имели оборудования, укомплектованного штата компетентных специалистов и, чаще всего, программу приходилось осваивать на дому. Если ребенок и ходил в школу, то это был или специальный класс, или спецучреждение. С недавнего времени ситуация поменялась к лучшему и на федеральном уровне были разработаны документы, благодаря которым в России начало развиваться инклюзивное образование.

Инклюзия в школе для детей с ОВЗ: правовые основы

Процесс инклюзивного образования детей в Российской Федерации урегулирован на международном уровне Конвенцией ООН от 20.11.89 (ратифицирована 13.06.90) и программой ЮНЕСКО.

На федеральном уровне стоит отметить следующие основные НПА:

  1. Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ;
  2. приказ Минобрнауки РФ от 19.01.15 №1598 (ФГОС);
  3. Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ.

На региональном уровне принимаются акты, призванные обеспечить реализацию задач, поставленных на уровне РФ.

В частности, субъектами формируются порядки регламентации взаимоотношений образовательных организаций и обучающихся, их законных представителей, а также предоставления мер соцподдержки несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.

Статьей 79 ФЗ №273 установлено, что образование лиц с ОВЗ может организовываться как совместно со здоровыми детьми, так и отдельно.

В последнем случае на базе школы создаются спецклассы или дети обучаются в отдельном учреждении, оборудованном с учетом особенностей учеников.

Так, можно выделить три ситуации, при которых ребенок будет осваивать программу:

  • несовершеннолетний с ОВЗ обучается совместно с детьми, которые не имеют серьезных проблем со здоровьем — инклюзия в общеобразовательной школе;
  • ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучается в школе, имеющей специальные классы – традиционный метод;
  • ребенок ходит в учебное заведение, с адаптированной системой общего образования, изучая программу вместе с лицами, имеющими проблемы со здоровьем – традиционный метод.

Таким образом, законодательством закреплены различные способы обучения несовершеннолетних с ОВЗ, в том числе традиционными методами и инклюзией.

Условия инклюзии в школе

Современная форма получения детьми знаний получила нормативную базу сравнительно недавно.

В частности, приказом Минобрнауки РФ от 19.01.15 №1598 утвержден ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательный стандарт для лиц с ОВЗ применяется к правовым отношениям с 1 сентября 2016 года. 

Так, в 2024-2025 годах школы обязаны руководствоваться соответствующими требованиями при предоставлении мест для детей, имеющих проблемы со здоровьем.

Согласно документу все несовершеннолетние, независимо от места проживания и тяжести отклонений в развитии, наличия способностей к прохождению программы, вправе получить качественное образование. Последнее адаптируется под возможности ученика и его потребности.

Доступ ребенка с отклонениями в развитии к образовательному процессу обеспечивается благодаря положениям нового ФГОС.

Так, согласно документу организации, принимающие на обучение несовершеннолетних с ОВЗ должны обеспечивать специальные условия для освоения программы указанными лицами.

Для этого потребности (возможности) граждан, поступающих в классы, учитываются в индивидуальном порядке.

Образовательные программы, адаптированные под потребности рассматриваемых в настоящей статье детей, можно посмотреть в соответствующем реестре (http://fgosreestr.ru/).

Упомянутые рекомендации одобрены Минобрнауки РФ и признаны базой для разработки соответствующих положений образовательными организациями, осуществляющими обучение детей с ОВЗ. Как уже было отмечено, данные правила действуют при поступлении первоклашек в школу начиная с 01.09.16.

подготовка в садике к школе

Помимо ФГОС на уровне Российской Федерации принят еще один важный документ, содержащий требования к школам, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья.

Речь идет о санитарно-эпидемиологических условиях.

Если организация принимает детей для освоения последними адаптированной общеобразовательной программы, то она должна руководствоваться положениями постановления от 10.07.15 №26 (СанПин 2.4.2.3286-15). 

Стандарт обозначает период освоения адаптированной программы. В соответствии с действующими нормативами срок составляет от 4 до 6 лет.

Время, необходимое обучающемуся прямо зависит от состава группы и потребностей (возможностей) детей, включенных в нее. 

Как родителю отдать своего ребенка в школу, реализующую инклюзивную практику?

По сути, порядок поступления на обучения в рамках общей образовательной программы не отличается для лиц, не имеющих проблем со здоровьем и детей, которые вынуждены проходить адаптированную программу.

Последние, однако, должны пройти процедуру психолого-медико-педагогического исследования.

Комиссия выдает заключение и ИПР (индивидуальная программа, содержащая реабилитационные мероприятия).

Указанные документы необходимо представить в школу, куда пойдет малыш. На основании актов организацией вырабатываются спецусловия для обучения ребенка.

Кроме того, выбор школы должен производиться с учетом наличия у нее специальной лицензии на осуществление практики в рамках инклюзивного образования, а также укомплектованности штата специалистами-педагогами. 

Заключение

Таким образом, инклюзивное образование подразумевает форму освоения программы ребенком-инвалидом в рамках посещения общеобразовательного учреждения.

Родители могут отдать малыша в обычную школу, при наличии у нее лицензии и компетентных специалистов. Учебное заведение в своей деятельности по инклюзивному образованию руководствуется федеральным законодательством, включая ФГОС, СанПиН.

Поступление в первый класс осуществляется на основании заявления, ИПР и психолого-медико-педагогического заключения.

Эксперты сайта
Елена Подбельская
Елена Подбельская
Эксперты сайта
Задать вопрос
Елена Анатольевна Подбельская - главный редактор портала Права семей.


Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году - специализация "Менеджмент".
Магистратура ГУУ в 2002г. - специализация "Юриспруденция".

Похожие статьи

About Наталья Сергеевна

View all posts by Наталья Сергеевна →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.