Ювенальная юстиция в России детям — простыми словами.

ювенальная юстиция

Официально в России нет ювенальной юстиции. При этом уже несколько лет ходят слухи о введении института и специальных судебных инстанций, которые будут заниматься вопросами защиты прав несовершеннолетних. Сторонники нововведений считают, что рассматриваемая система поможет государству позаботиться об интересах детей. Однако некоторые изъяны существующих проектов свидетельствуют о том, что новшества могут наоборот навредить принятию взвешенного решения. Кроме того, на сегодняшний день уже приняты нормативные правовые акты, предусматривающие защиту малолетних членов общества, а также строгие санкции за посягательства на них.

Ювенальная юстиция: что это такое?

Если говорить простыми словами, то под указанной системой понимается совокупность законодательных актов, регулирующих права и свободы ребенка, как отдельной группы населения, и органов, реализующих соответствующие функции.

В конце прошлого века был принят Федеральный закон от 24.07.98 №124-ФЗ, устанавливающий основные гарантии ребенка.

Данный шаг стал первым в развитии механизма защиты детских прав и расширении юридических границ их жизнедеятельности. В СССР система не предполагала участие несовершеннолетнего в правовом поле в качестве самостоятельного субъекта. За малолетних отвечали их законные представители.

Уже в феврале 2000 года постановлением Пленума ВС РФ №7 (отменено ПП ВС РФ от 01.02.11 №1) было принято решение о применении ряда норм УК РФ к детям.

Одновременно в Уголовном кодексе появилась ст. 156, предполагающая жесткие санкции по отношению к родителям, допускающим жестокое (пренебрежительное) обращение с детьми.

Помимо этого, в период реформирования системы изменения неоднократно вносились в Семейный кодекс РФ.

Действующая система ювенальной юстиции в России.

В действующем законодательстве есть множество норм, касающихся интересов детей и защиты их прав. Последняя осуществляется посредством функционирующих в стране организаций, институтов и уполномоченных должностных лиц.

Опека и попечительство.

Органы ОиП действуют в рамках Федерального закона от 24.04.08 №48-ФЗ.

Согласно документу соответствующие функции осуществляют исполнительные органы власти субъектов РФ, а также муниципальные структуры (ст. 6).

В ведении уполномоченных структур находятся не только лица, устроенные в приемные семьи (к опекунам, попечителям), но и любые другие граждане, не достигшие восемнадцатилетнего возраста.

Так, согласно ст. 8 орган ОиП наделен следующими полномочиями:

  • учет граждан, не достигших совершеннолетия, ведущих безнадзорный образ жизни;
  • изучение дел, касающихся установления опеки (попечительства) над детьми на основании соответствующих заявлений;
  • проверка лиц, изъявивших желание стать законными представителями малолетних граждан на предмет выполнения существующих условий;
  • контроль за исполнением опекунами, попечителями, усыновителями, обязательств по отношению к подопечным;
  • отстранение законных представителей от детей;
  • выдача разрешений или отказов на осуществление юридически значимых сделок, затрагивающих имущественные и неимущественные интересы несовершеннолетних;
  • представительство лиц до 18 лет в инстанциях, в том числе госорганах, суде, если законные представители (родители, опекуны, попечители или усыновители) не могут выполнить данную функцию;
  • согласование отселения при желании несовершеннолетних и их обособленное проживание (с 16 лет);
  • рассмотрение заявок на усыновление детей, их прием в новую семью;
  • учет лиц, подавших заявление на прием в семью ребенка;
  • защита интересов детей при судебных спорах между родителями, например, в процессе расторжения брака.

Прокуратура.

Указанное ведомство занимает одно из главенствующих мест при рассмотрении вопросов обеспечения и контроля за соблюдением действующего законодательства во всех сферах жизнедеятельности человека.

На сегодня можно заключить, что регулирование правоотношений с участием несовершеннолетних прокуратурой представлено НПА в достаточной степени. Одним из ключевых актов является приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.07 №188.

Основные направления деятельности по надзору за соблюдением прав несовершеннолетних изложены в пп. 3.1-3.5 п. 3 приказа.

В том числе ведомство контролирует вопросы по:

  • ограничению прав законных представителей;
  • лишению прав родителей несовершеннолетних;
  • усыновлению, удочерению;
  • охране интересов лиц, не достигших 18 лет, связанных с имущественными правоотношениями, жилищными вопросами;
  • несоблюдению прав ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.18 №501-ФЗ уполномоченный при Президенте РФ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

  • обеспечение госзащиты прав и интересов лиц до 18 лет (как гарантии);
  • реализация прав детей государственными структурами, муниципальными органами власти и должностными лицами в частности.

Кроме того, должностное лицо содействует:

  • восстановлению законных интересов несовершеннолетних;
  • совершенствованию нормативного правового регулирования подведомственной сферы;
  • развитию сотрудничества по вопросам защиты детей на международной арене;
  • совершенствованию методик и форм защиты прав (интересов) граждан, не достигших совершеннолетнего возраста.

Соответствующие должности вводятся на региональном и местном уровнях. Аналогичная практика применяется и в отношении такого института, как комиссии по делам детей.

Заключение.

Таким образом, ювенальная юстиция в РФ представлена действующими институтами и законодательными актами. Дети рассматриваются в качестве одного из субъектов правоотношений, требующего посторонней защиты.

Несмотря на фактическое отсутствие в стране системы, аналогичной зарубежным, действующие нормы с учетом ряда ограничений в полной мере позволяют учитывать интересы членов общества, не достигших 18 лет.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *